Нужна ли регионам своя идея развития?: тезисы к 100-летию образования ЯАССР

Якутия накануне своего векового юбилея. Цифра по историческим масштабам не особо внушительная, но для человеческих судеб двух-пяти поколений значимая. Мы можем соизмерять этот срок по судьбе своих родителей, бабушек и дедушек, внуков и правнуков. И тогда изменения становятся заметными и даже значительными. Они стремительны, отпечатавшись в памяти фотокарточками, кино- и видеопленками, сменивших свою цветность и качество

На Севере и в Арктике сакральным богатством является жизнеутверждающая продолженность поколений людей, живущих на родной земле в согласии с законами традиций предков — представителей циркумполярной цивилизации, чей хозяйственный уклад на протяжении многих столетий почти не менялся, обрамляясь динамикой общественно-экономических отношений — вначале патриархальных, затем колониальных, далее социалистических с элементами значительных социально-технологических модернизаций, и затем капиталистических, сопровождаемых безыдейностью и деградацией социально-технологической инфраструктуры северных и арктических территорий. Социально-экономическое развитие Севера оказалось некомплиментарно капиталистическим отношениям, сопровождаемым духовно-нравственным сплином, сильным социальным расслоением, экологическими и техногенными катастрофами, вызванными меркантильными интересами.

 

 

 

 

Сложившийся экономический уклад Якутии сырьевой, с неразвитой логистикой и зависимостью от внешнего завоза, отсутствием самообеспечения продовольствием, высокозатратностью хозяйствования в силу природно-климатических условий. По праву рождается вопрос о границах применимости принятых для Севера и Арктики установок хозяйствования, которые теперь склонны к эколого-гуманитарному осмыслению экономической парадигмы самими экономистами, когда конечной целью региона становится экологическая безопасность (Глазьев С.Ю. Созидание Арктики для созидания Евразии // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 3 (25). С. 10-11.) и сохранение социокультурного капитала народов, гармонично освоивших огромные по площади и неблагоприятные по природно-климатическим условиям территории.

 

 

 

 

Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

Статья 69.2 Конституции РФ

 

На вызов культурной глобализации возникает логичный ответ в форме социокультурной модернизации, перестающей быть «догоняющей» западные культуры по использованию культурных особенностей региона и страны, которые волею истории сохранились и продолжают культивироваться, в отличие от многих регионов планеты. Это предполагает выстраивание регионами долгосрочных программ развития, институтом которых может стать идея «культурного федерализма».

В советские времена, национальный философ Якутии Авксентий Егорович Мординов обрисовывал ситуацию свободного и всестороннего развития национальных культур как основы «развития социалистической культуры многонационального Советского государства в противоположность упадку и деградации, которые составляют закон развития культуры капиталистического общества». Без идеологических клише прошлого, и с учетом современного глобализма, культурному упадку и деградации, мы должны противопоставить свободное и всестороннее развитие культур народов России, развивающих свой культурный капитал, базовой основой которых должна стать социальная  и культурная модернизация, на своих самобытных культурных основаниях завоевывающая достижения модерна.

 

 

 

Найти баланс между социокультурной самобытностью и общегосударственной идентичностью, обеспечивающей консолидацию общества сложно. Модернизация советской эпохи приводила к нивелировке традиционной культуры. Считаем, на настоящем этапе развития российской государственности особую роль должна сыграть идея «культурного федерализма», понимаемая системой дифференцированных хозяйственных и социокультурных Программ развития регионов, испытывающих сегодня этнокультурный ренессанс. В них культура обретает роль экономического капитала, а для многонациональной России может реализоваться в форме социокультурной экономики (Аузан А. Социокультурная экономика // Наука и инновации. 2017. №2 (168). С. 4-10.).

Единство многонациональной культуры России представляется нам в органически освоенном модерне, означающем — освоенном на своих собственных этнокультурных основаниях. Это условие становится одновременно источником саморазвития и формирования единого культурного пространства России, когда каждая культура дополняет и обогащает ее по своему уникально, с единым конечным результатом — императивами нравственности и бытия, понимаемого как усилие становления человеческого в человеке, налаживающего межкультурный контакт. В содержательном аспекте, устойчивость раскроется: аутентичными региональными Программами культурного строительства, выявляющих эффект синергии многонациональности за счет выдвижения надэтнических идей культурного совершенствования, Программами этнокультурной модернизации; продуцированием в рамках указанных Программ новых креативных хозяйственных и культурных продуктов; востребованностью этнокультур России мировой культурой; производством массовых товаров, брендированных культурным топосом соответствующего региона.

Все это вместе предстает трансформацией культурного капитала в качество и уровень жизни человека, укорененного в своей этнической культуре и земле предков. Это трансформация национальной ментальности в хозяйственные занятия, способствующие социальному и экономическому развитию региона, у которого должна появиться общерегиональная идея развития, консолидирующая общественное сознание, село и город, промышленное и сельскохозяйственное производство, мобилизующая для повышения производительности труда, органически нивелирующая «улусно-алаасную» ревность. Год 100-летия ЯАССР становится хорошим символическим рубежом для закладывания основ подобной идеи.

 

 

 

У символизма 100-летия Республики есть и объективные обстоятельства для переосмысления роли и места культур народов Якутии в развитии государства, продиктованные мировой ситуацией с тупиковостью либеральной идеологии, разрушающей семейные ценности и традиции предков, соответствующим крахом финансового капитализма, материализованного сегодня всемирным экономическим кризисом, что логично приведет к структурным экономическим перестроениям и союзам, которые естественно отразятся на жизни страны и новой парадигмы ее развития в ближайшие годы, появления российской национальной идеи, отсутствие которой тормозит социально-экономическое развитие государства.

В канун Рождества и новогодних праздников наступившего 2022 Года поздравляем жителей нашей северной Республики Саха (Якутия)! Желаем всем ее жителям здоровья, семейного счастья, материального благополучия, основой которого станет производительный консолидированный труд!

Алексей Пудов, к.филос.н., в.н.с. лаборатории СЭРС ЯНИИСХ им. М.Г. Сафронова

Оригинал опубликован 31.12.2021 на сайте SakhaLife  — https://sakhalife.ru/mnenie-filosofa-nuzhna-li-regionam-ideya-razvitiya/

PS: В настоящее время сотрудниками ЯНИИСХ под руководством директора института, члена-корр. РАН Леонида Владимирова ведется работа по предложению сельским труженикам нашей республики концептуальных документов, связанных с идеями формирования своей доходной базы на основе деятельности некоторых отраслей сельского хозяйства северо-восточного региона страны. Работа непростая как для ученых, так и самих селян, так как требует трансформации привычных подходов и моделей хозяйствования, но добавим — перспективных с учетом стремительно изменяющейся экономической конъюнктуры в мире и возникающих в связи с этим экономических перспектив у Российской Федерации.

Вам может также понравиться...