Модернизация северного края и роль личности

У символизма 100-летия Республики сложились объективные обстоятельства для переосмысления парадигмы развития страны и ее регионов, движущего фактора этого развития — науки и образования, чей потенциал и влияние, начиная с демодернизации 90-х, резко снизился, сдерживая социально-экономическое развитие государства.

Вместе с тем, мы не раз об этом уже писали, культура региона сегодня испытывает этнокультурный ренессанс, ярко заявивший в искусстве этномодерном. Это умение распаковать и сделать материально и духовно полезным этносимволический капитал для современной жизни. На подходе новые сферы культуры — наука и образование.

Этномодерн вместе с тем становится новым вариантом социокультурной модернизации, отличным от привычных модернизационных моделей. Это раскрывается способностью оперирования символическим в культуре. Это критерий ее освоенности, способность видеть потенциал развития родной культуры с позиции воспринятого модерна, потому что это стало своим органически, чему мы стали принадлежать от рождения как части мировой культуры. Другими словами, это и есть реализованность и одновременно завершение проекта Просвещения — состояния аутентичной культуры мыслить самостоятельно. А ведь это ярко проявилось уже в первой волне дореволюционной якутской интеллигенции, произведениях и трудах саха начала якутского модерна, у Алексея Кулаковского, общественной деятельности Василия Никифорова-Кюлюмнюра, Анемподиста Софронова, Николая Неустроева, затем продолженная Платоном Ойунским и многими другими. Как говорят представители современной якутской культуры, сегодня всю глубину, мощь их произведений и помыслов, можно оценить лишь после того как освоил мировую классику. Таковы культурные основания для современных преобразований нашей реальности, включая такой мощный фактор как прикладная и фундаментальные науки, естествознание, гуманитарные и социальные науки.

Ярким маркером этнокультурной модернизации в мировоззрении становится отношение к феномену якутского Холода, который испокон веков нес у саха уважительный, но вместе с тем негативный оттенок. Восприятие  Холода как конструктивного концепта, напротив, становится критерием освоенности модерна. Это становится превращением культурной прозорливости и наблюдательности в потенциал несвоеобычного наукоемкого хозяйствования, а, возможно, экономики будущего для нашего региона в целом.

Символично то, что первая волна якутских модернизаторов в точности совпала с границами русского Серебряного века, став источником национального строительства и роста национального самосознания Северо-восточного региона российской империи. Как отмечает сегодня академик Афанасий Чугунов, возникла и вторая плеяда якутских теоретиков модернизации северного края. Он упоминает имена Георгия Башарина и Авксентия Мординова. Несомненно, что здесь место и для первого прикладника-модернизатора,  первого академика из народа саха — Владимира Ларионова.

Основания для классификации и сравнения в философии культуры позволяют признать первый этап развития республики, а именно советскую модернизацию, идеей реализации проекта «Модерн». Модерн перечеркнул все предшествующее в культуре традиционной эпохи до- и премодерна. Его новшествами стали необычные установки сознания: рациональность научной картины мира, противопоставленная религиозной и  эпической картинам мира. Это была мощнейшая мировоззренческая революция для общественного сознания, его переформатирования в связке с феноменом социальной справедливости при низком уровне жизни.

Советская модернизация якутского общества позволила в ускоренном темпе пройти основные культурные этапы европейской эволюции. Утрируя, за столетие проделан скачок от домодерна к постмодерну. Ускоренные преобразования сказались на качестве, вместе с тем, обеспечив уникальность дуализма возникшей культуры региона.

Относительно культурных задач, сегодня огромную важность приобретает материальная культура, ее совершенствование. Якутянам актуально и жизненно важно реализоваться в наукоемких индустриях и креативных технологиях. Сам Север подсказывает выгодное использование потенциала якутского холода, который был и есть не только вызов, но продуктивный, жизнеутверждающий хозяйственный ресурс на Севере и в Арктике. По данной теме можно посмотреть наши видеоподкасты с учеными республики:

 

https://youtu.be/yu2NTPD6zBE

https://youtu.be/FUO-0fHrL6Q

 

Наступило время для стратегической комплексной модернизации якутской науки под эгидой больших проектов, реализующих потенциал всех научных институтов Якутского научного центра СО РАН. Это должны быть действенные и стратегически выверенные проекты для 1/5 уникальной по природно-климатическим и культурно-историческим факторам территории России. А конечным результатом должен стать не просто рост уровня жизни, а улучшение ее качества.

Якутия сегодня в точке бифуркации. Если иметь в виду ее собственный вариант этнокультурной модернизации, вписываемой в идею множественных модернизаций («multiple modernities») Ш. Эйзенштадт, она перед выбором идеи развития. Однобокая индустриальная модернизация противоречит ментальности и традиционному духовному строю коренных народов Российской Федерации и Республики. Сегодня появились культурные возможности преодоления лакун и страхов продуктивными возможностями обретенной культуры модерна и задачами этнокультурной модернизации.

Стремительно трансформирующийся и технологически вооруженный мир готов сегодня быстро осваивать Арктику, богатую минеральными ресурсами. Однако интеллектуальный потенциал стратегических инициатив может оставить без внимания коренные северные интересы.

Как отмечает Леонид Владимиров, «У нас есть единственный шанс разбудить население от иждивенческого сна, вооружить теоретическими концептами и дать направления практического приложения своих сил. Якутская наука решала, решает и будет решать комплекс научных проблем Северо-востока Российской Федерации, ориентируясь на осмысление взаимоувязанных социально-экономических вопросов, создавая технологические, социально-правовые приоритеты и заделы, способствующие обретению устойчивости социально-экономической системы республики и культуры народов, проживающих на данной территории. Для этого в ЯНЦ есть институты, отражающие все актуальные направления. Есть потенциал молодых исследователей, которых нужно воодушевить, поставив научные задачи мирового уровня, помогая оснастить для них материально-техническую и лабораторную базу».

У самого члена-корреспондента РАН Леонида Владимирова огромный многолетний научный и организационный опыт работы, комплексный взгляд на модернизационный запрос северного и арктического сообщества. Он прекрасно знаком с проблематикой социальных и экономических запросов как городского, так и сельского населения республики. Есть и свои фундаментальные научные заделы, расширяющие модернизационный потенциал культуры региона. Это и новое направление ветеринарной тимологии — иммунной системы, регулирующей клеточный и гуморальный иммунитет в организме человека и животных, и экологический резерват северных домашних животных «Табсылын» (от як. «таба-сылгы-ынах»), и уникальный проект по гибридизации домашней овцы для новой отрасли арктического овцеводства, и концепция развития арктического коневодства, и многоуровневая система интеграции научно-образовательного комплекса под эгидой Академии наук РС (Якутия), не говоря о многочисленных крупных социокультурных проектах для якутских коневодов, любителей конных скачек, оленеводов, представителей коренных малочисленных народов Севера, и многое, многое другое. Леонид Николаевич Владимиров — автор и соавтор

более 220 научных и учебно-методических трудов, в том числе 10 монографий, 7 патентов в которых он отразил вышеперечисленное.

Интерпретируя идеи Леонида Владимирова, можно сказать: якутская наука должна стать Академией Жизни на Севере, авангардом и связующим звеном модернизационных преобразований северного края.

Член-корреспондент РАН Леонид Николаевич Владимиров ведёт активную общественно-политическую работу. Отмечен благодарностью Президента Российской Федерации, Госдумы, награждён почётными грамотами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации. Трижды избирался депутатом Госсобрания Республики Саха (Якутия), являлся доверенным лицом В.В. Путина на выборах президента Российской Федерации. Имеет почётные звания Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Заслуженного деятеля науки Республики Саха (Якутия), Почётного работника высшего профессионального образования.

Его жизненным кредом стала модернизация северного края. Сам Леонид Владимиров замечает: «Несмотря на возникающие трудности, республика шаг за шагом идёт вперёд. По сути, миссия якутской науки — научно обоснованная модернизация всего комплекса жизнедеятельности и образа жизни в суровом регионе планеты. От научного потенциала и его приложения в жизненную практику, напрямую зависит будущее северных и арктических культур!» Пожелаем Леониду Николаевичу победы на выборах на должность Генерального директора ЯНЦ СО РАН.

 

Алексей Пудов,

к.филос.н., доцент

Вам может также понравиться...