Ренессансный тип личности в истории Якутии: к 120-летию М.Ф. Габышева

Сегодня отмечается 120-летие видного государственного и общественного деятеля Якутии, ученого-экономиста, профессора Михаила Федоровича Габышева. Проходящая неделя «Габышев-week» посвящена Национальным художественным музеем республики этой памятной дате. Два ярких символических полюса смогла своим творчеством объединить эта легендарная личность: им создана фундаментальная настольная книга для всех ученых-коневодов республики и собрана уникальная коллекция западно-европейской живописи, подаренная родной республике семьей профессора, и трудно сказать, что сегодня из сделанного им важнее…

Выражение «личность ренессансного типа» несколько затерлось, став фигурой речи, подчеркивающей многоаспектность творческой деятельности человека, вбирающего порой разнообразные таланты и формы самовыражения. Но это лежит на поверхности. Нас же, как приобщившихся к философскому знанию, интересует онтологический срез данного феномена, имеющего, по нашему мнению, прямое отношение к истории Якутии и жизненному пафосу любого человека — «пребыть, раз и навсегда, сбыться, состояться в полноте бытия».

Творчество и государственная, научная и общественная деятельность Михаила Федоровича Габышева произвела для меня в жизни два ярких события, кардинальным образом перевернувших представление о масштабах личностей, которые жили в республике и чье 120-летие 29 октября 2022 г. отмечает общественность Якутии.

Впервые о масштабности этого человека сознательно стал задумываться, когда в конце 90-х воочию познакомился с картинами, составляющими жемчужину коллекции Национального художественного музея Республики Саха, сегодня носящего его имя. Это коллекция западно-европейского искусства XVI-XIX веков, подаренная нашей республике семьей Михаила Федоровича Габышева, уроженца села Юнкюр Олекминского района. Десятки лет Михаил Габышев коллекционировал не что-то ординарное для советской эпохи, а произведения западноевропейской живописи и графики! Проживая в Москве и Минске, ему удалось собрать более 250 картин, гравюр и скульптур. В основе коллекции — произведения мастеров XVII-XIX веков, привлекающие системной представленностью всех основных стилей и жанров, разнообразием тем и творческих решений.

С правнучкой М.Ф. Габышева — Татьяной Геннадьевной Габышевой

Ася Львовна Габышева, искусствовед, модератор круглого стола

Мои первые «встречи» с семьей Габышевых и их коллекцией состоялись на страницах книжных изданий о Якутии советской поры, где были помещены известные черно-белые фотографии Михаила Федоровича и Льва Михайловича, проводящего экскурсию по залам еще нереставрированного исторического здания Казначейства по улице Петровского 2. В других книгах 70-80-х годов можно было увидеть и цветные фотографии залов музея по улице Хабарова 27 с подаренными картинами. Тогда и запала видимо первая смутная мысль, кто эти люди, и как им удалось в провинциальной глуши, удаленной на тысячи километров от Европы собрать такую роскошную коллекцию, что подвигло их на этот социальный и жизненный подвиг?  Не зная биографические нюансы их личностей, подумалось, что они искусствоведы, художники, одним словом, представители художественной среды. А потом в Якутии появилось цветное телевидение и в наших советских квартирах, холодными зимними вечерами стали доступны передачи о высоком европейском искусстве из коллекций Эрмитажа и музеев Москвы. Проникновенный рассказ под подобранную классическую музыку в новом символическом свете раскрывал глубину тайн и смыслов, изображенных на картинах художников. В 1995 году выходит серия прекрасных передач на нашем якутском телевидении «История одной картины», в которых искусствовед Ася Львовна Габышева дала не менее завораживающую трактовку некоторых картин из коллекции семьи Габышевых. Это все закрепило значимость проделанного ими труда патриотов нашего края.

Но второе впечатление — поистине культурное потрясение ренессансным диапазоном интересов Михаила Габышева стало случайное знакомство с кардинально иной стороной его деятельности, о которой и не подозревал. На одном из стендов старого учебного корпуса ЯГСХА по ул. Павлика Морозова дом 2, как-то увидел фотопортрет Михаила Федоровича и обложку книги «Якутская лошадь» с его фамилией и инициалами! Моему удивлению и поражению не было предела. Как оказалось, М.Ф. Габышев автор еще и таких фундаментальных монографий: «Кормовые травы Якутии», «Якутское коневодство: Экономика и организация табунного коневодства в Якутской АССР». Судьба распорядилась так, что непосредственно пришлось вчитываться в страницы его монографий, когда в Якутском НИИ сельского хозяйства им. М.Г. Сафронова пришлось создавать видеофильм о якутской лошади. Оказалось, что Михаил Габышев детально, в течение 1945-47 гг., исследовал табунное коневодство в разных районах Якутии и пришел к выводу: селекцию лошадей якутской породы надо проводить в чистоте, без применения скрещивания с другими породами лошадей, необходимо проводить правильный отбор и подбор пар, организовывать своевременную подкормку табунных лошадей. Тогда в закадровом тексте и Концепции Арктического коневодства появились примерно такие мысли, подсказанные тогда директором ЯНИИСХ, а сегодня и.о. президента Академии наук Республики Саха (Якутия) Леонидом Владимировым: «Ученый и общественный деятель понял с научных позиций, что якутская лошадь как ни одно другое домашнее животное может вынести такие испытания холодом. Неспроста в мифологическом пантеоне якутских богов, лошадь посвящена отдельному божеству Күрүө Дьөһөгөй Тойон — богу плодородия, конной живности у саха. Поистине дар небес! Немыслимо было освоение огромных территорий без якутской лошади. Пути в Сибирь, на Таймыр, Амур, Сахалин, Камчатку, Аляску и Калифорнию были проделаны именно на якутской лошади. Вся ее стать создана для того, чтобы помочь человеку укрепить его место на этой суровой земле Олонхо. И происхождение ее остается пока тайной… вся она сложена Богом: плоть от плоти для этой студеной земли… Кормила саха, как могла своим «божественным телом». Почему божественным? — спросите вы. Потому, что ни сделай с ее молоком, оно превращается в драгоценный напиток боотуров — кумыс, утоляющий жажду летом, лечащий зимой, избавляющий даже от туберкулеза. Кормила человека простым своим мясом, но тоже поистине божественным — таким ароматным и вкусным, что никакие приправы блюду уже не нужны… Человек на Севере и в Арктике взрослел, умнел и мудрел рядом с такими животными. Вся жизненная философия коренных северян преломлялась через них… Якутская лошадь всё время куда-то «нацеливала» народ… Садила на себя и вела к Охотскому морю или в Европу… Она всегда была экономной и бережливой, не заставляя саха избыточным трудом для своего ухода и кормления. Она дарила народу «скромные», но жизненно важные подарки. Вот поэтому мы должны ценить и гордиться поистине бриллиантовым продуктом человеческой культуры на Севере и в Арктике, еще не утерянным, имеющим огромные научные, экономические перспективы на внутреннем и глобальном мировом рынке».

Михаил Габышев первым еще 70 лет назад задал программу изучения уникальной в мировых масштабах породы лошади. Сегодня нет ни одного якутского зоотехника или экономиста, разрабатывающего тему якутского табунного коневодства, не ссылающегося на данный труд М.Ф. Габышева. Эта монография, по сути, стала их настольной книгой и «библией» всех якутских ученых-коневодов.

Но все это милые жизненные личные зарисовки автора этих строк. Спросим себя, а что стояло в плоскости бытия и динамики этнической культуры региона? Мы считаем, что в онтологическом срезе культурного саморазвития региона стоял феномен контактного культурного ренессанса! Мы определяем ренессанс способностью культуры овладеть символизмом и идеалами модерна, и с высоты этой культурной возможности оценить потенциал саморазвития национальной народной культуры. Это собственно и произошло в эпоху названную русским Серебряным веком или русским культурным ренессансом — контактным культурным ренессансом. Это была реализация способности русской, российской культуры овладеть символами модерна и соединить их с символами русской народной культуры. Этот синтез и породил мощный вклад в мировую культуру, разродившись гениями русского искусства рубежа прошлых веков в живописи, балете, литературе, а параллельно в науке и технике!

Сам оригинал — эпоха европейского Возрождения, было ни чем иным, как мощнейшим интересом культуры XIV-XVI веков к символизму Античности на фоне утраты под нарастающим прессом новой массовой культуры, подстегнутой стремительно развивающимся в Западной Европе промышленным производством.

Поколение первой и второй волны якутской интеллигенции, мы считаем производной контактного культурного ренессанса рубежа XIX и XX веков. Именно им передался пассионарный импульс модерна, именно они смогли принести огонь бытия на территорию вечной мерзлоты. Даже по дате рождения эти поколения в точности совпали с русским Серебряным веком — попытке грамотного символического продления бытия культуры на фоне деградирующей народной фольклорной культуры России. Ренессанс другими словами — это умение творить символы, способность оставаться в их напряженном поле, несмотря на то, что вокруг, в культуре повседневности их почти не остается!

Михаил Федорович и его сын Лев Михайлович Габышевы приобщились к ренессансному символизму, открыли для себя новый способ бытия, когда-то открытый европейской культурой в Античности. И это оказалось таким же твоим родным, как якутская лошадь, как якутская юрта в которой в Юнкюре и вырос в якутской семье Михаил Федорович, как печка-камелек, как якутская корова! Это оказывается органически принадлежит тебе от рождения! Через четыре сотни лет, человек Севера обрел контактный культурный ренессанс, обратившись к идеалам, которые современная культура утрачивает под давлением культуры массовой. Есть гипотеза, что вполне возможно, Михаила Федоровича мучил вопрос личной самоидентификации, будучи совсем на лицо не якут в якутской семье Олекминского уезда. Мучился подобным вопросам Леонардо да Винчи, так и не познавший материнской любви, и поэтому, создавший портрет Джоконды с «улыбкой не от мира сего», с которым никогда не расставался. По рассказам, услышанным на круглом столе, подолгу Михаил Федорович созерцал картины своей коллекции, в которой немало прекрасных женских портретов, с той же самой улыбкой не от мира сего!

Культурный ренессанс — это не просто повторение, это каждый раз творение нового символизма, не голое повторение прошлого, это — символосинтез. Для семьи Габышевых этим символом культурного ренессанса стала собственно сама собранная коллекция, нынешняя Галерея западно-европейского искусства XVI-XIX столетий и как ни странно, символический посыл о якутской лошади, потенциал которой еще до конца не раскрыт с разных позиций. Это был их просветительский порыв, это осознание того, мимо чего могут пройти твои земляки! Поэтому важно донести это до всех якутян. Это открытие того бесценного в мировой культуре, что сам смог открыть, и это важно. Важнее, чем собственная бытовая устроенность. Поделиться символом высокой культуры в контрасте с социально-бытовой необустроенностью удаленного северного края 50-60-х годов. В этом они видели свою главную задачу. Наверное, это почти единственный для истории Якутии уникальный случай чистого присутствия ренессансного как по форме, так и по содержанию.

 

***

Кем были эти люди, насколько важен их вклад в развитие республики, многие до сих пор точно не знают. А их наследие уникально, как для экономической и зоотехнической науки, создания государственности нашей Республики, так и появления мощного интереса и успехов изобразительного искусства Якутии.

Михаил Федорович Габышев был бесконечно преданным родному краю человеком, соединившим подобно истинной ренессансной личности эстетическое, научное и просветительское сознание. Такие люди отличаются тем, что совершают за свою жизнь столько, что не под силу многим, реализуя в себе универсальное начало, объединяющее сразу несколько областей. Это действительно под стать Человеку, как всемогущему существу, ничем не детерминированному, а его девизом становится символ витрувианского человека Леонардо да Винчи — «Могу!»

Образ такой личности может стать прекрасным прототипом для художественного осмысления на сцене якутского театра и, конечно же, когда-нибудь и якутского кинематографа!

 

Алексей Пудов,

к.филос.н., доцент,

фото из архива НХМ РС (Я) и автора

Вам может также понравиться...